Воскресенье, 25.08.2019, 17:00
Приветствую Вас, Гость

Использование компьютерных и интерактивных технологий в школе-интернате

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Современное общество ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую культуру деятельности, в которой будут жить и работать выпускники всех без исключения типов школ.  Активное внедрения и использование компьютерных и интерактивных технологий – тенденция современного общества, которую мы осознаем и широко используем в своей повседневной работе.  Компьютер присутствует в учебном классе в качестве партнера учителя.

Зная особенности детей с ЗПР можно отметить, что им характерна низкая учебная мотивация и познавательная активность. А компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения.В связи с этим очень актуальным моментом, позволяющим повысить уровень мотивации учащихся, является применение компьютерных и интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе. Применение новых средств обучения, основанных на использовании компьютерных  технологий, позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока при обучении детей с ЗПР, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их личных особенностей до досуговых занятий, игр. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения. Еще никогда учителя не получали столь мощного средства обучения. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды, и  ведёт к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Интерес снимает напряжение, усталость, утомляемость.

Каждый педагог нашей школы-интерната осознает необходимость использования компьютерной техники в своей работе. Главная методическая проблема преподавания сместилась от «как лучше рассказать материал» к тому, «как лучше его показать». Но отсутствие методик, использования компьютерной техники на уроке, а также возможность использования компьютера при работе с отельными учащимися и всем классом поставило нас перед необходимостью проведения обучения педагогов.

Намечен план работы по оптимизации информационной среды школы. В рамках данной деятельности были проведены: курсовая подготовка, консультационная деятельность, семинары-практикумы. На первом этапе основной задачей было снять барьер отчуждения между педагогами и информационными технологиями, от простейшего использования компьютера для собственных нужд – подготовки текстов, обращения к существующим базам данных до разработки собственного банка компьютерных учебно-дидактических материалов, используемых в процессе обучения, и создания банка методических идей.В результате проблема обучения учителей работе с компьютером решена. На данный момент многие учителя используют компьютер в качестве средства обучения как помощника, позволяющего повысить эффективность образовательной деятельности.Создан банк педагогических разработок, проводятся конкурсы среди педагогов на лучшую разработку. В настоящее время использование компьютерных и интерактивных технологий позволяют разумно дополнять традиционные методики преподавания. Образовательные ресурсы нового поколения позволяют использовать разнообразные методы и технологии. В школе-интернате электронные  образовательные ресурсы используются на разных этапах урока, поскольку он одновременно является и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией и справочником с учебными видеофильмами. В данных компьютерных программах предусмотрены и развлекательные моменты, стимулирующие интерес учащихся. Широко применяются в учебном процессе электронные учебники Кирилл и Мефодий по биологии, русскому языку и литературе, географии, истории, физике, алгебре и геометрии, на которых представлены уроки по предметам с иллюстрациями, анимациями, аудиофрагментами, интерактивными тренажерами, тестовыми заданиями. Но, однако, педагогические организационные проблемы при проведении таких уроков связаны с отсутствием методик использования компьютерной техники и компьютерных программ в учебном процессе в специальных коррекционных образовательных учреждениях. Перед педагогами возникает необходимость адаптации компьютерных программ, позволяющих сделать предложенную информацию более доступной для учащихся с отклонением в развитии. Адаптированную информацию с электронных носителей педагоги применяют на различных этапах урока. Варианты использования компьютерных средств могут быть различны:

·        полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным учебным пособием по предмету (крайне редко в старших классах, при изучении обзорных тем);

·        частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным вопросам, темам предмета) состоит в использовании учителем своей дидактической структуры (сценария) изучения учебного материала с использованием фрагментов имеющегося программного обеспечения по предметам (учитель сост. Свой сценарий урока и включает фрагменты с электронной программы);

·        использование тренинговых программ для закрепления материала и для выработки умений и навыков (программа «Репетитор» - ребенок может тренироваться индивидуально, и получает эмоциональную поддержку, которая  важна для наших детей, на дисках К&М есть КИ Материалы – компьютер сам оценивает работу ребенка, ребенок осознает недостаточность знаний; при проведении тестировании предусмотрена автоматическая проверка знаний с проведением рейтинга – подсчетом количества правильных ответов и соответствующего количества вопросов. При ответе на каждый вопрос программа показывает верен или нет выбранный ответ)

·        использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носителе; (возникает проблема не адаптированности тестовых заданий для наших детей. Они не разноуровневые, всем нельзя давать этот материал) Возникла необходимость разрабатывать собственные тесты, для проверки знаний учащихся. Их арсенал невелик, но на предстоящий период работы их накопление наша задача;

·        использование игровых развлекательных программ для закрепления материала и повышения мотивации, психологической разряд.

При проведении уроков с использованием компьютерной техники практикуются индивидуальные формы обучения учащихся на этапе закрепления и проверки знаний.  При этом учитель предлагает задание всему классу, а некоторые учащиеся выполняют тестовые задания на компьютере по этой же теме. ИНТЕРАКТИВНЫЕ технологии позволяют реализовать качественно новую эффективную модель преподавания учебных дисциплин, а интерактивная доска является техническим инструментом для реализации эффективной модели обучения. С их использованием улучшается качество обучения за счет нового способа изложения материала. С ее использованием учебный процесс становится действительно креативным и увлекательным. Наши преподаватели эффективно используют интерактивную доску для реализации своих самых смелых педагогических замыслов.Усиливаются деятельностные формы работы ученика, ведь традиционный подход к преподаванию, например географии, опирается преимущественно на иллюстративно-объяснительный метод. Очевидно, что именно деятельностные формы необходимы для получения хорошего результата в плане усвоения учебного материала. Расширяются творческие возможности учителя и ученика, т.к. традиционный подход ограничивает возможности творчества учителя. Используя интерактивную доску, обучаемый сам активно участвует в исследовательском процессе. Учащиеся с явным интересом выполняют тестовые задания на интерактивной доске, а развитие эмоциональной сферы детей, по мнению Сухомлинского, дает «желанное пробуждение мысли». Такая форма проведения урока значительно активизирует деятельность учащихся, способствуя усвоению материала.

В условиях компьютеризации внеклассные мероприятия претерпевают качественные изменения. Компьютер и здесь выступает в качестве соучастника учебно-воспитательного процесса. На занятиях кружка по информатики учащиеся могут использовать компьютер для своих целей: готовить тексты, рефераты (в том числе и школьные сочинения), получать информацию из баз данных, осваивать программное обеспечение.  В школе-интернате выпускается газета «Вестник информатизации» уже три года, где мы освещаем мероприятия и важные для жизни интерната события. Наравне с событиями из жизни школы-интерната в газете освещаются темы, волнующие наших воспитанников, в частности в настоящее время будущих выпускников волнует тема выбора дальнейшего учебного заведения. Учащиеся школы-интерната выступают инициаторами тематик, обсуждаемых на страницах «Вестника». На занятиях кружка воспитанники монтируют фотоматериалы для газетных выпусков. Библиотека школы-интерната имеет отдельный компьютер для хранения информации о фондах библиотеки и читателях. Библиотекарь проводит литературные часы и лекции с воспитанниками, используя демонстрационные возможности интерактивной доски в медиатеке. По телекоммуникационным сетям в медиатеке можно получить отсутствующую в библиотеке информацию.  Применение компьютера не отменяет использования дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку на уроке или в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекции. Компьютер берёт на себя механическую тренировочную работу там, где это возможно. В образовании детей с отклонениями в развитии приоритет отдается специализированным информационным технологиям обучения, учитывающим общие закономерности и специфические особенности развития детей, логику построения специального обучения и базовые принципы специальной дидактики.  Применение специализированных информационных технологий – условие освоения ребенком компьютера в качестве инструмента разнообразной содержательной деятельности ребенка, отвечающей  его возрастным интересам и уровню развития. Использование специальных компьютерных программ в процессе обучения и коррекционно-развивающей работы позволяет повысить эффективность труда специалистов и достичь положительной динамики в развитии учащихся.  Тренировочные упражнения с применением компьютера организуются на занятиях специалистов, проводимых индивидуально, в паре или в подгруппе. На логопедических занятиях активно используются Логопедические  тренажёры  «Дельфа-142», «Игры для Тигры», «Мир  за  твоим  окном», учителя-дефектологи используют цикл компьютерных программ «Картина мира», «Лента времени», «В городском дворе» позволяют в игровой форме развивать психические функции ребёнка, реализуя принцип интерактивности обучающих программ. Специалисты с учащимися начальных классов на занятиях используют развивающие игры из серии «Несерьёзные уроки»: «Учимся мыслить логически», «Развиваем реакцию», «Учимся запоминать» «Учимся думать» «Учимся анализировать». Педагог-психолог в своей работе применяет Программы компьютерной обработки и тестирования «Интеллектуальный тест Кеттела», «Многофакторный опросник Кеттела», «Прогрессивные матрицы Равенна», «Тест Э.Ландольта».  Данные методики обладают высокой степенью надежности, направлены на исследование образно-логического мышления и оценку общего уровня интеллектуального развития воспитанников, с учетом их возрастных особенностей. Программы компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста», «Диагностика развития понятийных форм мышления» включают методики диагностики особенностей личности и поведения подростков. Применение вышеперечисленных диагностических блоков эффективно для выявления детей группы риска. Текстовые интерпретации включают рекомендации по коррекционной работе, оптимальной организации учебно-воспитательного процесса.В настоящее время компьютерная техника широко используется в делопроизводстве и управлении школой. Особое значение имеет проведенная в прошлом учебном году локальная сеть на 8 рабочих мест, позволяющая сократить дублирование информации и сделать ее более доступной. Осуществлен выход в глобальные сети, благодаря чему школа-интернат активнее включилась в мир компьютерных коммуникаций. Для полноценной работы подразделения школе-интернате имеют богатый набор периферийных устройств, систему видеонаблюдения. С Министерством образования и науки Самарской области, с Юго-Западным управлением налажен электронный документооборот через Интернет и электронную почту. Отчеты и распорядительная документация отправляются и принимаются по электронной почте. Все педагоги и административные работники имеют с