Воскресенье, 16.06.2019, 10:24
Приветствую Вас, Гость

Контингент воспитанников школы-интерната состоит в основном из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обучающиеся дети уже имеют отклонения в физическом и психическом развитии, что во многих случаях является важным фактором социально-значимых и социально-обусловленных заболеваний и состояний среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений деятельности педагогического коллектива является профилактическая работа социально-значимых и социально-обусловленных заболеваний воспитанников. В школе-интернате присутствуют воспитанники, которым необходим особый контроль со стороны педагогического коллектива, такие дети поставлены на внутришкольный контроль.

Ежегодно  ГСКОУ  школа-интернат   г. Чапаевска  выпускает  десятки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В школе-интернате прививаются навыки самостоятельности, ответственности, но  наблюдения и опыт  работы  специалистов школы-интерната  показывают, что выпускники недостаточно получают навыков самостоятельной жизни, плохо ориентируются в самых простых бытовых ситуациях, т. е. недостаточно адаптированы к реальной жизни.  Многие  выпускники так и не определяются с выбором профессии, не могут спланировать свое будущее, не могут самостоятельно организовать свой быт, позаботиться о себе, реализовать свои права на жилье, работу, учебу, семью в соответствии со своими потребностями и возможностями.

         Государство предоставляет выпускникам различные права и дополнительные льготы. Но только знаний о них недостаточно, необходимо уметь применять их в самостоятельной жизни. А это возможно только при активной позиции самого человека, при его готовности к социальной и психологической самозащите, готовности к выполнению обязанностей, которые не отделимы от прав.

         В интернатных учреждениях у воспитанников возникают трудности в овладении культурными, санитарно-гигиеническими навыками, навыками самообслуживания, в умении общаться с взрослыми и сверстниками. Большие трудности возникают в процессе становления личности. Необходимо создавать условия и так строить работу, чтобы исправить все недостатки воспитанников, способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию. . Приученные в условиях интернатного учреждения к иждивенчеству и опеке, они не осознают того, что им предстоит самостоятельно устраивать свою жизнь: уровень социальной зависимости таких лиц от государства значительно повышен.

         Выпускникам придется вступать в общественные отношения, что требует развития социальных умений и навыков личности – ответственности, умения делать выбор и работать в сотрудничестве. Необходимо разнообразить обстановку и формы социальной жизни. Немаловажное значение необходимо уделять формированию правовой и экономической культуры, обеспечивающей возможности духовного и личностного роста. Возникла потребность в изменении целей и задач при формировании правовой и экономической культуры. Переходе от «чистого» обучения и реабилитации к практической подготовке воспитанников в изменившихся условиях и меняющихся условиях жизни. Необходимо готовить окружение, где может быть развит все более широкий социальный опыт, приобретаемый под умелым руководством и обеспечивающий рост силы характера и нравственности.

         Формированию у воспитанников интернатных учреждений социально-адаптивного поведения через освоение правовой и экономической культуры принадлежит ведущая роль в подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Включение воспитанников в совместную продуктивную деятельность, расширение круга общения за счет вхождения во внешнюю социокультурную среду, формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности – все это обеспечит формирование социально адаптированной личности. Адекватно ориентирующейся в выборе  получении профессии, умеющей вести себя соответственно жизненным реалиям.

         Четко организованные внеклассные занятия, специально организованные занятия со специалистами, профессиональная ориентация дают широкую возможность воспитания правовой , экономической культуры, развитие нравственного отношения к труду, умений и навыков. Все это поможет воспитанникам не потеряться в современном обществе, найти свое место, приобрести более широкий социальный опыт.

         В теоретическом плане – это проблема формирования социально-адаптивного поведения через освоение правовой и экономической культуры.

         В практическом плане – это разработка программы социально-педагогической деятельности, способствующей формированию социально-адаптивного поведения через освоение правовой и экономической культуры.

 

 С целью разрешения данной проблемы определена тема: формирование социально-адаптивного поведения воспитанника интерната через освоение им правовой и экономической культуры.

         Входящие диагностические  методики «Пословицы» и «Профессиональная готовность» ( по А.П. Чернявской)  позволили сделать следующие выводы:

1.     У 60% сформирована  устойчивость желательных ценностных отношений и достаточный уровень нравственной воспитанности. У 40%  еще не сформировалась устойчивость желательных ценностных отношений  к жизни, к людям,  к самим себе, уровень нравственной воспитанности низкий. По второй диагностике получилось, что  при выборе профессии воспитанники могут проявить самостоятельность, но не в достаточном объеме.  Воспитанники знают названия существующих профессий, какой вид деятельности осуществляют представители разных профессий. Многие воспитанники испытывают затруднение в самостоятельном принятии решения относительно выбора профессии. Также особое внимание необходимо уделить эмоциональной готовности воспитанников к получению профессии, к дальнейшей самостоятельной жизни.

Обобщив результаты проведенных диагностических исследований, можно сделать вывод, что у воспитанников еще не сформированы нравственные  ценности, моральные нормы, недостаточно развито ценностно-ориентированное единство внутригрупповых связей, мотивация к  овладению профессиями, небогатый жизненный опыт, повышенная тревожность за будущую самостоятельную жизнь.

При разработке программы опирались на личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Программа  предусматривает тематические мероприятия, каждое из которых имеет свои задачи, содержание работы, формы, методы, научное обеспечение (литература по проблеме), предполагаемый результат, что делает ее целенаправленной, все рекомендованные мероприятия просты, доступны в применении, не требуют длительной подготовки и больших материальных затрат. Они направлены на формирование социально-адаптивного поведения. Участники  мероприятий являются воспитанники, педагоги, другие специалисты. Все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах.

 Все использованные соц-пед средства реализуются в содержании 3 тематических блоках. Тематические блоки взаимосвязанные и взаимо-обусловлены.

Блок 1 «Нравственность это...» представлен мероприятиями направленными на формирование нравственного компонента социально-адаптивного поведения

Содержание блока включает в себя следующие темы: «Какой я друг?» « Один- вместе», « Профессии бывают разные», « Чувства это нормально» ,« Характер, темперамент», «Адаптивное поведение», и др.

В работе использовались такие методические приемы как рассказ, тренинг, тестирование, диспут, сочинение рассуждение»

Блок 2  «Что я должен знать?» направлен на формирование мотивационно-ценностного компонента, правовой и экономической культуры, формирование устойчивых ценностных отношений, к базовым социальным ценностям, профессиям, формирование образа успешного профессионального будущего.

Темы: « Какими мы будем людьми», « Деньги, как правильно ими распорядится», « Мои права и обязанности» « Я гражданин» « О чем мы мечтаем» и др.

Методы и формы: беседа, вечер вопросов и ответов, антинаркотическая  дискотека, тренинг, диспут. Главным методом является метод свободного выбора на основе соотнесения опыта ребенка с опытом наставника.

Блок 3 «Труд и профессии» направлен на формирование трудового компонента социально-адаптивного поведения формирование у воспитанников трудовых компетенций, ориентиров на будущее.

Темы: «Подарок интернату», « Хозяин в доме», « Люди различных профессий», « День труда» и др. Используемые методические приемы: Экскурсия, соревнование, конкурс, выставка праздник, моделирование проблемных ситуаций.

Данная программа включает в себя взаимодействие со всеми специалистами школы-интерната с целью оказания помощи воспитанникам в формировании социально-адаптивного поведения, которая поможет им не потеряться в современном мире, правильно и самостоятель организовать свою дальнейшую деятельность.

В итоге  характерными чертами способов реализации программы должны выступать сотрудничество, динамичность, направленность на поддержку индивидуального развития воспитанников. Предоставление ему пространства, свободы для принятия самостоятельного решения, за творчество педагогов и детей. Результатом такой совместной социально-педагогической деятельности должна быть сформированность социального адаптивного поведения.

Таким образом у воспитанников должны быть сформированы нравственные отношения, устойчивые внутренние и духовные качества личности. Ценностные отношения к базовым социальным ценностям, образ успешного будущего, готовность к выполнению социальных ролей, необходимо чтобы сформировалась адекватная оценка своих возможностей, способностей к их совершенствованию и умения поступать с учетом общественных требований и норм.